Почему интеграция формального и неформального повышения квалификации?

Уважаемые коллеги!
А что такое формальное и неформальное повышение квалификации? 
И почему, собственно говоря, их нужно интегрировать? Давайте разберемся.


1. Что такое повышение квалификации?

Повышение квалификации является одним из видов дополнительного профессионального образования. Оно направлено на  углубление,  обновление и систематизацию профессиональных знаний, приобретение или совершенствование практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации или необходимостью решения новых профессиональных задач.
Основная задача повышения квалификации  - это поиск соответствия между постоянно меняющимися государственными и общественными требованиями к личности и профессиональной деятельности специалиста и недостаточным уровнем его готовности к выполнению профессиональных и должностных функций. Отсюда важная особенность этого вида дополнительного профессионального образования – опережающий характер, необходимость соответствия «вызовам» времени. Следовательно, одно из требований к повышению квалификации – непрерывность данного процесса.

2. Что такое формальное повышение квалификации?

Формальное повышение квалификации педагогов в нашей стране реализуется в системе дополнительного профессионального образования. Этот вид образования занимает наиболее продолжительный период и в жизни человека и в системе его непрерывного образования. Оно сопровождает профессиональную деятельность от «старта» и до «финиша». Осуществляется формальное повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам (далее -ДПП) курсов. И именно  наличие ДПП приближает систему дополнительного профессионального образования к формальному образованию и создает ограничение в ее мобильности. 
Программы в образовательной организации разрабатываются, экспертируются, утверждаются и лицензируются. Названные процедуры трудозатратны и длительны по времени. Обучение происходит в группах определенной численности и в заданных формах: лекциях, семинарах, практических занятиях. Завершается обучение квалификационным испытанием (одинаковым и обязательным для всех слушателей) и выдачей установленного общепризнанного документа, что также является признаком формального образования. И в результате в силу особенностей своей деятельности, массового и формального характера учебного процесса система дополнительного профессионального образования менее ориентирована на решение нестандартных профессиональных ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного специалиста, в том числе и педагога-практика. По сути, у педагогического работника отсутствует реальная свобода выбора содержания, времени и организационных форм повышения своей квалификации

3. Что такое неформальное повышение квалификации?

По терминологии ЮНЕСКО неформальным является образование, которое может проходит в любом месте и не обязательно ведет к выдаче диплома. Неформальное образование определяется как любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, осуществляющих формальное образование
В развитых странах неформальное образование стоит на одном уровне с формальным, а иногда и выше его по значимости, потому что именно в нем профессионал находит оптимальные условия для творческого развития своей личности. Следовательно, в интеграции формального и неформального образования появляется возможность реализации требования  непрерывности повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования. В этом случае очередное формальное повышение квалификации будет выступать как инициирующая стадия профессионального и личностного развития педагога. А дальнейший путь профессионального развития зависит от организации и качества неформального образования. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий